opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

Про общественное благо.

Реплика по поводу статьи "Виталий Третьяков о фантомных болях по бывших империй и миражах новой независимости", http://svpressa.ru/politic/article/86589/ в http://v-tretyakov.livejournal.com/1191889.html

Выступлю-ка я с критикой этой статьи. Мне кажется, здесь не затронута тема общего блага при распаде/соединении государств. А ведь это главная движущая сила этих процессов.

Но прежде - что такое БЛАГО?
1. Я неоднократно приводил здесь соображение, что если сапожник договорится обмениваться своей продукцией с пирожником (образует с ним общество), то и тот и другой будут иметь и БОЛЕЕ качественные пироги, и БОЛЕЕ качественные сапоги, причём при МЕНЬШИХ трудозатратах, чем если бы каждый делал себе и то, и другое индивидуально (не объединяясь в общество). Так вот, это БОЛЬШЕЕ качество потребления при МЕНЬШИХ трудозатратах получаемые каждым членом этого общества и есть БЛАГО, точнее - егоматериальная составляющая. Т.е., БЛАГО это, во-первых, материальный выигрыш, который получает каждый человек включившийся в общество.
2. Кроме того, поскольку делать то, на что способен, ПРИЯТНО, а на что не способен - ПРОТИВНО (пирожнику напр. противно тачать сапоги), то общество избавляет своих членов от противной работы. Это тоже БЛАГО, его, скажем так, эмоциональная составляющая. Т.е., общество "погружает" включившегося в него человека в атмосферу только ПРИЯТНОЙ ему деятельности, которую с полным основанием можно назвать состоянием СЧАСТЬЯ.
3. Но у общества есть серьёзный недостаток. Чтобы получить МАКСИМАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, весьма разнородный общественный продукт и соотв. весьма специфические трудозатраты нужно ведь распределить между членами общества РАВНОМЕРНО. Интуитивно понятно, что такое распределение мы называем СПРАВЕДЛИВЫМ. Ибо не правильное, не оптимальное распределение = НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ в обществе, не позволяет части его членов получать общественное БЛАГО в полном объёме = они перегружены работой и несчастны. Что - когда от общественного БЛАГА не достаётся вообще ничего - заставляет эту часть общества либо просто выходить из него (ибо невыгодно), либо перестраивать его в более справедливое (если есть возможность).
Поскольку, как выстроить эту самую СПРАВЕДЛИВОСТЬ, мы в общем-то не знаем, то это незнание, эта неразрешённая проблема есть негативная духовная составляющаяобщественного БЛАГА.
4. Итак, общество даёт человеку БЛАГО - материальный выигрыш + житейское счастье (= БЛАГОПОЛУЧИЕ), при условии, что оно организовано справедливо (= БЛАГОУГОДНО).

Всё вышесказанное можно распространить и на объединение территорий и государств. Только здесь на разделение труда и проблемы распределения накладываются природные особенности территорий (климат, рельеф местности, месторождения п.и, коммуникативность и т.п.), духовная комплементарность народов (которая может меняться), притягательность/агрессивность соседних государств (тоже переменчивая) и всё такое. Иными словами, в этом случае на эффект ОБЩЕГО БЛАГА - объективную движущую силу объединения, влияет гораздо большее количество факторов. Поэтому объективные причины объединений/распадов государств выявить сложнее. Но они есть. И это нужно обязательно учитывать.
Tags: благо, общественное благо.
Subscribe

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Равенство - двигатель развития, поэтому оно и нужно.

    В биологическом плане большинство людей одинаковы - обладают одним и тем же набором примерно равных физических и интеллектуальных качеств. Но есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments