opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

О начале науки философии (продолжение).

Известно, что в каждой естественной науке всегда есть понятие лежащее в её основе, её т.с. "краеугольный камень", её начало. Анализ природы такого рода [исходных, перво] понятий приводит к выводу, что все они являются естественным продуктом повседневной обыденной жизни человека-разумного.

1. Напр. наш мир имеет количественное измерение. Его элементы можно считать [- он и тебя сосчитал!]. И в процессе жизнедеятельности человеку постоянно приходится использовать и сопоставлять количественные оценки окружающей его действительности (от номера своего дома/подъезда/квартиры.., от сколько рюмок "не считала" его тёща... до что сколько стоит и как разделить столько-то рублей зарплаты на столько-то дней и чтобы ещё осталось и т.п..).
Так вот, чтобы облегчить себе жизнь в количественном мире, человечество разработало абстрактную "проекцию" этого мира - науку математику. В основу которой было положено понятие "одно" (нечто уникальное).
а) Но если это одно не одно (не уникально), то их как минимум два - к одному добавилось ещё одно. А если найдётся ещё одно, то их будеттри и т.д.. Возникает счёт. И обобщённый (не конкретный) результат счёта (результата добавления к имеющемуся ещё одного) образует понятиенатурального числа, элемента натурального ряда чисел. Т.е., натуральное число это не самостоятельное понятие, а развитое вышеизложенным образом кратное одно.
б) Далее, если к имеющемуся (натуральному числу) добавлять не одно, а "кратное одно" - натуральное число, получаем понятие сложениянатуральных чисел. А если рассмотреть обратную операцию - получаем понятие вычитания числа . Но если в этой операции абстрагироваться от конкретности (величины) вычитаемого натурального числа, то в тех случаях, когда вычитаемое число оказывается больше того, из которого оно вычитается, результат этой операции не может быть описан натуральным числом. И приходится вводить отрицательные натуральные числа. А в дополнение - "золотую середину" между отрицательными и положительными числами - не отрицательное и не положительное числоноль, Т.е., и отрицательные числа и число ноль это тоже, оказывается, развитые формы того же самого одного.
в) Аналогично, кратное сложение - умножение и обратная операция - деление, порождают положительные/отрицательные дробные (рациональные) числа.
Кратное умножение - возведение в степень и обратная операция - соответствующее извлечение корня порождают
положительные/отрицательные иррациональные числа. Кроме того, потребность извлекать любой корень из отрицательных чисел порождает комплексные числа. И всё это, понятно, очередные ипостаси исходного одного.
г) И так далее, и так далее. Короче, всё более сложные формы исходного понятия "одно" и внутренние свойства всё более сложных операций с ними, получается, и составляют содержание математики.

2. Далее. Наш мир объёмен - каждому его материальному объекту присуще то, что мы называем его местоположением. Абстрактной "проекцией" этого свойства мира является наука геометрия. Где понятие местоположение сведено к понятию точка.
Две точки (не одна) образуют понятие отрезок. Отрезок, если абстрагироваться от конкретного местоположения задающих его точек (начало-конец) порождают понятие прямой (без конца и начала) Три точки образуют понятие треугольник, а если абстрагироваться от конкретного местоположения его вершин, получаем понятие плоскость. Четыре точки... ну и так далее. Короче, как и в математике налицо развитие исходного (краеугольного) понятия точка, но, что важно отметить, уже с применением математических понятий (количество точек, расстояния между точками, углы между прямыми, площади и объёмы геометрических объектов) .

3. Далее. Наш мир подвижен - подавляющее число его объектов находятся в состоянии, которое мы называем движением. Эту "проекцию" мира описывает наука физика. Где понятие движение сведено к понятию движение материальной (массивной) точки.
Не станем углубляться в детали, но физикам, надеюсь, и так понятно, что здесь имеет место то же самое, что и в математике и геометрии. Физика точно так же есть развитие [краеугольного] понятия движения материальной точки, но уже с привлечением и математики, и геометрии.

Итак, приведённые примеры показывают, что начало естественной науки должно быть естественным - "обыденным" для человека понятием. Которое соответствующая наука просто развивает для удобства "пользователя". И какой же в этой связи должно быть начало науки философии?
а) Прежде всего это [краеугольное] понятие должно быть хорошо известно и ОДИНАКОВО понимаемо любым человеком-разумным. Как вышеприведённые понятия одно, точка, движение.
б) Кроме того, поскольку философия претендует на звание науки наук, то её исходное понятие должно быть "первичнее" математического начала одно и присутствовать во всех естественных науках более высокого уровня, включая и математику.
в) Кроме того, это понятие должно олицетворять собой одну из не охваченных естественными науками "проекций" обыденной жизни человека.
Этой искомой "проекцией" естественным образом выступает то, что мы называем мышлением, ибо помимо всего прочего мир наш мыслим. Значит,  элементами данной "проекции" - науки философии - должны быть мысли, как таковые, и внутренние законы связывающие их.

Можно подумать, что в данном случае речь идёт о науке логике, а не философии. Отчасти это верно (недаром Гегель первую часть своего учения назвал "Наука логики"), но поскольку философия отталкиваясь от своего начала восходит до мировоззрения - полного представления о мире, т.е. специфическим образом вбирает в себя результаты естественных наук, то логику видимо следует считать неким развёрнутым началом философии. Иными словами, сам процесс постижения науки философии должен указать место логики в ней.

Но вернёмся к началу науки философии. Из вышесказанного следует, что должна быть некая "первомысль" простая и понятная каждому. И одновременно - по аналогии с рассмотренными началами естественных наук - она должна результатом абстрагирования от конкретики того, к чему имеет отношение. Ведь напр. понятие одно никак не связано с тем конкретным обыденным понятием от которого наше сознание его "абстрагировало" - одно дерево, один килограмм, один раз и т.п... И поскольку от понятия одно можно абстрагироваться в ни одного, в ничто, то на роль "первомысли" - искомого начала философии - может претендовать "пустая", бессодержательная мысль.
Только тут возникает одно "но". Что такое "пустая мысль" нам не понятно - у людей нет единого (определённого, априорного) понимания, что это такое. Поэтому такое неопределённое начало не годится для философии - неопределённость в начале неизбежно породит разночтения в процессе развития науки. Потому и такие неопределённые понятия как Бог, истина, гегелевское "чистое бытие", отношение материи и сознания, познаваемость мира и проч. не подходят в качестве начала науки философии. Весь разнобой современной философской мысли подтверждает это.
А вот избитое высказывание "мысль изреченная есть ложь" - совсем другое дело! Это, во-первых, мысль - элемент исследуемой "проекции", во-вторых, вполне определённая мысль (что требовалось) , в третьих, абсолютно понятная мысль (для любого человека) и, главное, здесь сочетается глобальность (ведь ВСЁ наше знание это мысли) и абстрагирование (объявление конкретики мысли ложью, пустышкой). Таким образом,
"мысль изреченная есть ложь" по своему содержанию вполне претендует на начало философии. А если добавить сюда научной строгости - заменить разговорное "мысль изреченная" на определение формальной логики "суждение" [субъект есть предикат] - то в качестве предполагаемого начала науки философии получим простую мысль (суждение) суждение есть ложь.

Итак, по формальным признакам
суждение есть ложь годится в качестве начального понятия науки философии, но вот вполне понятное и определённое содержание этого начала никак не укладывается в голове. И требуется определённый анализ, чтобы понять, с чем же мы имеем дело.

продолжение следует
Subscribe

  • О социальной справедливости.

    Кстати, о "из искры возгорится пламя"... Что сейчас может послужить упомянутой "искрой"? Или ягод в ягодицах уже ёк? Думается,…

  • Справедливость, как условие процветания государства.

    1. Необходимым и достаточным условием процветания социума является перераспределение доходов его граждан по принципу: от каждого (включая…

  • О справедливости.

    Говорят, по содержимому капли можно определить природу океана. Попробуем сделать это применительно к обсуждаемой теме. Вот два землекопа - Антон и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments