opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

...и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

1. Человеку свойственно ошибаться. И действовать согласно своему заблуждению.
Напр. весь день копал яму, но выяснилось, что не там и завтра предстоит эту яму закапывать. В итоге, два дня возни, а толку - ноль. При том, что потенциал человека ограничен и разбрасываться им - ставить под вопрос своё выживание.
Поэтому человеку ошибающемуся объективно выгодно, чтобы кто-то уберёг его от ошибочных действий. И этим "кто-то" могут быть только окружающие его люди, общество. Причём каким образом? Либо разъяснить человеку его ошибку, либо просто физически не позволить её совершить - "схватить за руку". 
Но оба эти способа очень затратны - попробуйте переубедить заблуждающегося упрямца (чтобы впоследствии он сам не совершил ошибки) или отслеживать его, дабы в нужный момент удержать от глупости. Поэтому рациональным способом уберечь человека от ошибок будет третий способ - специально не объясняя почему, запретить делать то-то и то-то, пригрозив простым и, значит, заведомо понятным наказанием ("осязаемым" последствием проступка).
Но именно таким образом нравственные нормы и законы общества ограничивают "свободу воли" личности! И значит у нас есть основание сформулировать следующую гипотезу (тезис): нравственные нормы и законы общества оберегают личность от объективно вредных для неё действий и, следовательно, нацелены на защиту её интересов.
Это как ограждение на балконе - формально вроде-бы преграда, но позволяет не беспокоится за свою жизнь, объективно оберегает её.

2. Но тут возникает вопрос. Зачем обществу - исходя из рациональных соображений - растрачивать свои ограниченные ресурсы на заботу об интересах личности? Ведь казалось-бы индивидуальные ошибки личности - это её проблемы и пусть личность сама "пожинает, что посеяла" - умнее будет. К чему этот иррациональный гуманизм? И поскольку "моральные нормы и законы" тем не менее есть и действуют, то не кроется ли за этим не забота об интересах личности, а нечто прямо противоположное - эксплуатация?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно учесть одно принципиальное обстоятельство. Человеку - чтобы оптимальным образом использовать свой труд - выгодно быть включённым в систему разделения труда. Т.е., не производить для себя ВСЁ необходимое, а сосредоточившись на массовом производстве ОДНОГО товара, обменивать его затем на то, что нужно. Это позволяет человеку максимально использовать своё конкретное мастерство и одновременно минимизировать свои затраты на оборудование и инструменты.
Таким образом,  система разделения труда (по сравнению с натуральным хозяйством) порождает МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ - даёт максимальное качество товара при минимальных издержках, обеспечивает более высокий уровень личного потребления при меньших трудозатратах. И этим система разделения труда исключительно выгодна включившейся в неё личности.
Но в этом случае и личность выгодна обществу, ибо своим включением в разделение труда она "дарит" остальным членам общества дополнительный мультипликативный эффект. Т.е., это не "эквивалентный обмен" (общественной заботы на личный труд), а взаимовыгодное сотрудничество. И именно в этом состоит рациональное объяснение "иррационального гуманизма" общества по отношению к личности - этот гуманизм вполне рационален, но рационален стратегически.
Можно сказать больше: "нравственные нормы и законы общества" это и есть то, что обеспечивает членам общества жизнь в системе разделения труда. А поскольку по-смыслу эти нормы и законы одинаковы для любой личности, то в основе своей они никак не могут быть враждебными к человеку. Иными словами, по своей сути нравственные нормы и законы общества это носители ДОБРА.
И мир, выходит, в основе своей "белый и пушистый", а вовсе не "синий", как утверждают некоторые. Но об этом...

(продолжение следует)
Tags: добро и зло, нравственный закон
Subscribe

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Равенство - двигатель развития, поэтому оно и нужно.

    В биологическом плане большинство людей одинаковы - обладают одним и тем же набором примерно равных физических и интеллектуальных качеств. Но есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Равенство - двигатель развития, поэтому оно и нужно.

    В биологическом плане большинство людей одинаковы - обладают одним и тем же набором примерно равных физических и интеллектуальных качеств. Но есть…