opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

Categories:

О единстве науки и религии, и пользе дискуссий.

По поводу моего коммента "О единстве науки и религии" у меня случилась интересная дискуссия с уважаемым nb_lj
http://v-tretyakov.livejournal.com/614614.html?thread=122697430#t122697430 . Не то, чтобы мы пришли к "общему знаменателю", но необходимость отбиваться от острых вопросов оппонента произвела в моих мозгах некую "химическую реакцию", результат которой считаю целесообразным зафиксировать.

а) Речь в дискуссии шла о моём утверждении - Бог это Социум. Но прежде, чем затронуть его, нужно сделать небольшое отступление в диалектическую логику. 
В начале предметной части своей "Науки логики" (Учение о бытии) Гегель показал, что в смысле ОПРЕДЕЛЁННОСТИ понятия ВСЁ и НИЧТО неразличимы.
Это понятно, ибо происходящая от слова "предел" ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ указывает на наличие границ (пределов) у определяемого и, следовательно, подразумевает, что определяемое это всегда заключённая в эти пределы ЧАСТЬ целого. Но ВСЁ это не часть всего, а как-раз абсолютно всё и поэтому ВСЁ, как ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, есть бессмыслица - НИЧТО. Итак, ВСЁ и НИЧТО это разные понятия, но, в смысле ОПРЕДЕЛЁННОСТИ (на которую, грубо говоря, можно указать пальцем), они неразличимы или, что то-же самое, ТОЖДЕСТВЕННЫ. 
Далее. Понятие НЕЧТО, подразумевающее предмет, элемент структуры и т.п., это очевидно НЕ ВСЁ и одновременно НЕ НИЧТО. И поэтому НЕЧТО, как ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, вполне себе имеет смысл (на него "можно указать пальцем"). 

б) Теперь вернёмся к утверждению - Бог это Социум.
Бог, как это принято считать, сотворил мир и, в частности, ВСЁ материальное. Но это "ВСЁ материальное" - наблюдаемое и осязаемое человеком - религиозное сознание не принимает как доказательство бытия Божия! И ищет иных доказательств. Это факт.
Значит, религиозное сознание мыслит в рамках гегелевской (нормальной) логики, полагая, что ВСЁ это НИЧТО. И, таким образом, в качестве доказательства бытия Божия если и примет, то только НЕЧТО определённое - некую "материальную проекцию" Бога.
Получается, что для общественного сознания, Бог это масштабное, сложное, детализированное представление, при этом, не имеющее НИКАКОЙ материальной составляющей, не НЕЧТО. Ведь разнообразные религиозные артефакты (плащаница, мощи, пояс Богородицы и пр.) никем не рассматриваются как доказательства бытия Божия - как его проекция.

в)  Теперь рассмотрим Социум. Жёсткая дискуссия с nb_lj и с и.г. (в предыдущем посте) породила (во мне) следующее простое определение: Социум это ВСЁ рукотворное. Где рукотворное следует понимать, как любой результат человеческой деятельности (включая и самих людей).
В чём сила этого определения? В том, что в материальной сфере человек ЛЕГКО отличает "ВСЁ рукотворное" от всего остального - от естественных природных объектов. И, значит, определённый таким образом Социум обладает высоким уровнем материальной ОПРЕДЕЛЁННОСТИ. Т.е., Социум это НЕЧТО в, можно сказать, "рафинированном" виде.
С другой стороны, обсуждаемая дискуссия показала, что это "рафинированное" НЕЧТО - очевидная вещь, которое я назвал Социумом, практически не присутствует среди понятий, коими оперирует общество. В общественном сознании оно НИЧТО!

г) Итак, с одной стороны, имеем ВСЁ содержащее в себе понятие Бог, но которое не имеет материальной составляющей, не является материальным НЕЧТО.
А с другой стороны, имеем понятие Социум, являющееся полноценным материальным НЕЧТО, но имеющее НИЧТОЖНОЕ содержание в общественном сознании. Хотя очевидно, что именно Социум является материальным носителем ВСЕГО имеющегося представления о Боге - сознание людей, священные тексты, храмы, иконы, артефакты, библиотеки, картины и проч.
Понятно, что вполне естественным будет сложить эти два неполных понятия в одно полноценное посредством утверждения Бог есть Социум. Чтобы в результате иметь ЕДИНСТВО содержания (Бог) и формы (Социум).

Что мешает нам принять это утверждение? Два момента:
- то, что на первый взгляд мы теряем обещанную религией "загробную жизнь", бессмертие (в Социуме ведь нет Рая);
- то, что вырастает наша ответственность за благополучие Социума (теперь не независимый Бог, а мы - слабые люди, определяем его судьбу).
Но об этом - отдельный разговор.
Tags: Наука и религия
Subscribe

  • Вторая часть марлезонского балета (Что происходит с миром.2)

    Коммент в ЖЖ В.Третьякова (редактированный) из вчерашнего разговора: Лодка с парусом это НОВОЕ КАЧЕСТВО относительно вёсельной лодки, ибо первая…

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Вторая часть марлезонского балета (Что происходит с миром.2)

    Коммент в ЖЖ В.Третьякова (редактированный) из вчерашнего разговора: Лодка с парусом это НОВОЕ КАЧЕСТВО относительно вёсельной лодки, ибо первая…

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…