opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТИНЫ ИЛИ «ЧТО ДЕЛАТЬ».

 Дано понятное описание истины, обсуждена форма истинного ответа на вопрос «Что делать?», сформулирован истинный (конкретный) ответ на вопрос «Что сейчас делать русским?».
Вот я - не понял,
Вот, я не понял...
Нет, все понятно!
Но что – конкретно?
(песня)

Если человек по-настоящему разбирается в чем-либо, он должен уметь дать ясное представление об этом даже ребенку. Подобное «ясное представление» называется описательным или качественным представлением. Сказанное в полной мере относится к тому, что мы называем истиной.
Метод, посредством которого формируется упомянутое качественное представление, называется методом аналогий. Этот метод не противоречит стандартному христианскому представлению об истине: «истина есть Бог», ибо считается, что Бог создал нас по образу и подобию своему, то есть по аналогии с собой. Изучая себя как аналога Божьего, человек составляет представление о Боге, а, следовательно, и об истине.
Но у истины есть и другой, более современный аналог. Нам известны компьютерные программы - архиваторы, предназначенные для «сжатия» файлов. Они уменьшают объем файла без утраты, содержащейся в нем полезной информации. Так вот, истина аналогична результату работы подобного, но действующего уже в нашем сознании, «архиватора». Причем «файлы», которые он «архивирует», это вся находящаяся в нашем же сознании неупорядоченная (эмпирическая) информация о мироздании.
Поскольку, в принципе, таких «архиваторов» может быть несколько, то под истиной понимают «продукт» максимально эффективного из них. Другими словами, истина это максимально компактное представление о мироздании. Такой оптимальный «архиватор», понятно, уникален (един). А его «продукт» – истинное представление о мироздании (мир), одинаков для всякого, наполненного одним и тем же эмпирическим материалом, сознания (всеобщ).
Заметим, что приведенное представление не противоречит христианскому догмату о сотворении (единым) Богом (общего для всех) мира.
Кроме того, приведенное современное представление об истине позволяет выявить ее свойства.
1. Истина – актуальна, поскольку насущный (актуальный) эмпирический материал a priori (по определению) всегда может быть преобразован в истинный.
2. Истина – полезна, поскольку истинное (компактное) представление о мироздании позволяет максимально эффективно использовать, увы, ограниченные интеллектуальные ресурсы сознания. Значит, человек «овладевший истиной» становится:
- умнее, ибо высвобожденные интеллектуальные возможности позволяют мыслить быстрее;
- эрудированнее, ибо имеет возможность «держать в уме» существенно больший объем компактной, «сжатой» информации;
- проницательнее, ибо истинное (взаимосвязанное) представление явлений природы и общественной жизни позволяет точнее прогнозировать их развитие;
- коммуникабельнее, ибо, располагая универсальным (общепринятым) взглядом на мироздание легче находит «общий язык» с себе подобными.
3. То, что достижимо и полезно для человека является желанным для него, является его потребностью. Следовательно, стремление к истине есть потребность человека.

***
Составной частью качественного представления является то, что мы называем «примером», наглядным (осязаемым) аналогом. В этой связи, истина, как особым образом структурированная информация, «устроена» подобно русской матрёшке. Если разобрать матрёшку и перемешать ее элементы - получим объемную бесформенную кучу, хаос. Это аналог неупорядоченной эмпирической информации. Собранная матрёшка это компактная форма исходного хаоса, аналог истины.
Далее, аналог истины – матрёшка, как аналог информационной структуры:
- иерархична. Является многослойной структурой, в которой каждый последующий слой «содержит в себе» все предыдущие;
- диалектична. Каждый из слоев есть соединение верхней и, противоположной ей, нижней половины (является единством противоположностей);
- аналогична. Подобные друг другу слои, «содержат в себе» то, аналогами чего все они являются - уникальное (не иерархичное) и неделимое (не диалектичное) ядро (другое, не аналогичное им, их отрицание). Это ядро, «первоматрёшка», есть начало структуры, «ключевое звено» эмпирического хаоса. Только начав с первоматрёшки можно собрать всю матрёшку, то есть, организовать весь хаос («взявшись» за ключевое звено распутать всю цепь).
Но верно ли, что все многообразие имеющейся в сознании информации может быть сведено к вышеописанной простой форме? Кант говорит «нет», ибо есть «вещь в себе» не вмещающаяся в прокрустово ложе умозрительных схем. То есть, по Канту, истины - нет. Гегель говорит «да», вся имеющаяся у человечества информация это не собранный puzzle. И интуитивная вера людей в существование истины соответствует реальному положению вещей. По Гегелю, истина – есть. По Канту, поиск потребной человеку истины – вредное и бессмысленное занятие. Гегель же предлагает, пусть «умозрительный», но метод поиска этой истины. Поэтому логично последовать за Гегелем с тем, чтобы лично убедиться в его правоте или заблуждении.
Посмотрим, как человек видит свое место в мире. Он знает, где его дом. Его дом окружают другие дома. В некоторых из них живет его родня, в остальных – не родня. Но все вместе эти дома образуют его село, а их жители - его односельчан. Таким образом, его село, являясь единством домов его родни и не родни, видится человеку как диалектичная оболочка его дома, содержащая в себе его дом в качестве ключевого элемента. Стык же «противоположностей», то есть, не дома родственников, но и не дома не родственников, - административные здания, церковь и клуб, известны человеку как административный, духовный и культурный центры его села. Разве структура этих знаний не похожа на одно оболочечную матрёшку?
Далее, по аналогии, село человека окружено другими селами, где живут «наши», и городом, где живут не «наши» - «городские». Но вместе и те и другие образуют земляков, псковских, рязанских и т.п. Это – второй уровень. Региональные земляки или «местные» противопоставляют себя жителям столичного региона – москвичам, «столичным», но все вместе это русские, граждане России. Это – третий уровень. У России есть союзники, есть и не союзники. Но вместе это человечество. Это - четвертый уровень. Появятся, скажем, пришельцы – будет пятый. Все это - представление человека о его месте в пространстве.
Подобным же образом человек знает свое место в своем роду. Он знает себя, как элемент уровня, «содержащего в себе» (в своем генотипе) единство своих отца и матери, каждый из которых, в свою очередь, является аналогичным носителями генотипа своего рода. И здесь мы наблюдаем матрёшку, но развернутую во времени.
Из приведенных примеров следует:
- Информационная матрешка является структурой естественной для человеческого сознания;
- Человек не обладающий «ключевым элементом» этой структуры (бездомный – бомж, бродяга или «без роду, без племени» - детдомовец) принципиально не может выстроить свою структуру. Испытывая потребность в истине, он не в состоянии ее знать. Это несчастный, слабый человек, не ведающий своей истины;
- Что делать не ведающему истины? Установить, вычислить «ключевое звено» своих несчастий и восстановить или создать его.
Гегель полагает, что эти частные выводы применимы к любой отрасли человеческой деятельности. То есть, информация о любом явлении это «неявная» матрешка. Не знание «ключевого звена», не позволяющее познать явление в его истине, оставляет человека в состоянии зависимости от явления (от обстоятельств). Тогда как, обладание «ключевым звеном», напротив, позволяет человеку управлять явлением, делает его тем, кем он хочет быть - хозяином положения.

продолжение следует
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments