opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

Принцип христианского ГУМАНИЗМА в "Отче наш..."

Вот текст молитвы, разбитый для удобства анализа на 4 пункта: 

Отче наш, Иже еси на небесех!
1. Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
2. Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
3. и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
4. и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.


1. В первом пункте содержится просьба установить Царствие Божие на земле. Причём, что важно, ВО ВСЕЙ ЕГО ПОЛНОТЕ - "яко на небеси".

2. Второй пункт это просьба обеспечить нас ежедневным "хлебом насущным" - набором материальных благ необходимых для поддержания человеческой жизни: пища, вода, тепло, одежда, крыша над головой и т.п..
На первый взгляд, подобная просьба противоречит христианскому учению В ЕГО ПОЛНОТЕ (см. п.1), ибо сказано "В поте лица твоего будешь есть хлеб..." - хлеб свой нужно ЗАРАБОТАТЬ, а не просить его у Бога. Т.е., п.2 выступает как ОТРИЦАНИЕ п.1.
Отметим, что и реальная жизнь видится как отрицание п.1 - сироты, инвалиды, безработные, нищие и др. ПОЛУЧАЮТ "хлеб насущный" НЕ ЗАРАБАТЫВАЯ его.

3. В третьем пункте люди просит Бога о прощении долгов, "якоже и мы оставляем должником нашим". Но что они могли взять в долг у Бога? В контексте п.2 это может быть только НЕ ЗАРАБОТАННЫЙ "хлеб насущный". А "оставить долги" означает просьбу получать пресловутый "хлеб насущный" БЕЗВОЗМЕЗДНО - за счёт тех, кто "оставляет должником нашим".
Короче, речь идёт о ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ "хлеба насущного" внутри общества, что уже НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ постулату "в поте лица своего..." - "хлеб насущный" не "падает с неба", а является перераспределённым результатом человеческого труда. Т.о., п.3 снимает кажущуюся отрицательность п.2 и, тем самым, является ОТРИЦАНИЕМ ОТРИЦАНИЯ.
В реальном обществе механизм перераспределения обеспечивают налоговая (собирает) + социальная (распределяет) системы. Причём обе системы берут/отдают деньги НЕ В ДОЛГ, что соответствует смыслу п.3.

4. Четвёртый пункт является продуктом снятого противоречия п.2-п.3 и, значит, СОДЕРЖАНИЕМ (истиной) исходного п.1 (ФОРМЫ). В нём содержится просьба дать рамочный (качественный) критерий перераспределения "хлеба насущного", описанного в п.2-п.3. Чтобы, с одной стороны, не впасть в искушение НЕ ДЕЛИТСЯ "хлебом насущным" с недееспособными членами общества (не впасть в фашизм), с другой стороны - НЕ СОДЕРЖАТЬ за счёт общества тунеядцев-эксплуататоров - приспешников "лукавого" (избавится от "либерализма").
Т.о., п.4 является общественным запросом, "социальным заказом" на "золотую середину" между крайностями фашизма и "либерализма" - на христианский ГУМАНИЗМ.

5Х5
ЗЫ. В "Отче наш..." даёт только КАЧЕСТВЕННОЕ описание гуманизма. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ же описание даёт другой постулат христианства: "возлюби ближнего своего как себя самого".
ЗЫЫ. Христианский ГУМАНИЗМ, понятно, является антиподом МАНИФЕСТУ Н.Михалкова = дискриминация (фашизм) слабым, вседозволенность ("либерализм") сильным.
Subscribe

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Равенство - двигатель развития, поэтому оно и нужно.

    В биологическом плане большинство людей одинаковы - обладают одним и тем же набором примерно равных физических и интеллектуальных качеств. Но есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments