opiat_5x5

Для чего живёт человек

 В марксизме есть понятие "производительные силы". Вот одно из определений этого понятия. Производительные силы — совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства.
Но в обществе производятся не только материальные продукты, но и люди. Ибо человек не вечен и его тоже нужно непрерывно воспроизводить. И в обществе существует совокупность средств "производства" человека и людей занятых в этом "производстве". Средства "производства" человека это вся медицина, всё образование, вся торговля ТНП, всё коммунальное хозяйство. И везде здесь работают люди, специалисты. Но почему-то вся эта "система субъективных (человек) и вещественных элементов" не имеет в марксизме специального названия, вроде "потребительные силы". Хотя они воспроизводят совершенно другой материальный продукт - человека.
Так почему уровень развития "производительных сил" определяет характер "производственных отношений", а о влиянии "потребительных сил" на этот характер ничего не говорится? Тем более, что похоже именно эти наши "потребительные силы" и разрушили Советский Союз? 

Теперь  немного диалектики.
Жизнедеятельность общества представляет собой "единство и борьбу" двух противоположных процессов: воспроизводство материальных благ посредством потребления труда (человека) и воспроизводство человека посредством потребления этих материальных благ.
Т.е., на первый взгляд человек трудится ради возможности потреблять и потребляет ради возможности трудится. Это дурной замкнутый круг, который не устраивает наше сознание. Мы предполагаем, что у этой "борьбы противоположностей" должен быть какой-то смысл (сверхзадача). В чём эта сверхзадача нам разъясняет напр. Пушкин:

Моцарт
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Не правда ль?

Т.е., жизнедеятельность общества по Пушкину предназначена для обеспечения свободного (не связанного "презренной пользой") творчества малого числа избранных. И практика как будто бы подтверждает истинность этой точки зрения: в любом обществе есть "праздная" элита творящая то, что ей вздумается. И даже в социалистическом обществе была такая - напр. т.н. "люди понедельника".

Но в общественной жизни есть факт опровергающий эту (довольно популярную) точу зрения. Это то, что а) у ВСЕХ членов общества есть время "праздности" - как минимум, выходные дни и б) у ВСЕХ членов общества время "забот о нуждах низкой жизни" - рабочее время - непрерывно сокращается. Т.е., возможность быть "единого прекрасного жрецом" на самом деле предоставляется ВСЕМ членам общества. Иными словами, не общество разделено на творческую элиту и низких работяг, а неделя КАЖДОГО члена общества разделена на время "низкого" (разделённого, отчуждённого) труда и время "высокого" (не обусловленного ничем) творчества. В этом - в предоставлении КАЖДОМУ члену общества возможности полноценного свободного творчества - и состоит смысл (сверхзадача) жизнедеятельности общества.
А что касается дефицита в позднем СССР, то главный дефицит был именно в этом - в возможности свободной самореализации. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.