opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

О "великой шахматной партии" Бжезинского

"Шахматная доска" подразумевает противостояние двух более-менее одинаковых соперников. А это ничего общего не имеет с диалектическим "единством и борьбой противоположностей". Ибо под противоположностями в диалектике понимаются принципиально разные "соперники". Напр. в основе развития нашего мира лежит противоречие между живой и мёртвой природой (материей) и очевидно, что это разные "соперники".
Продуктом указанного единства/борьбы (= снятым противоречием) является природный объект олицетворяющий собой тождество указанных противоположностей. Т.е., природный феномен, который нельзя отнести ни к одной из указанных противоположностей, но соединяющий в себе свойства обеих - он и не мёртвая материя, но и не живая. Таким феноменом является вся рукотворная материальная инфраструктура человеческого бытия, скрепляющая людей-разумных в единый социальный организм - нацию (государство).
Напр. дорогу невозможно считать мёртвой природой, поскольку она создана живым человеком для своих нужд и он на ней постоянно находится (ездит). С другой стороны, её очевидно невозможно считать и неким органом живого организма (т.е. живой природой).
Из сказанного следует, что снятое противоречие (в н.с. социальный организм = нация) не уничтожает исходное противоречие, а транслирует его внутрь себя: в д.с. - в противоречие между "мёртвыми" элементами инфраструктуры и "живыми" членами социального организма. В привычных для нас терминах это противоречие обобщённо называется "правом собственности" на эти элементы - в вопросе, в каком отношении каждый конкретный объект материальной инфраструктуры социума должен быть к потребности в нём каждого конкретного члена социума. Из рациональных соображений это противоречие может быть разрешено в виде личной, частной и общей (социальной = национальной) собственности. При этом, если личная собственность на известный круг элементов инфраструктуры присуща любому социуму, то, что касается частной/общей собственности на остальную инфраструктуру, в разных социумах обсуждаемое противоречие разрешено по разному. В одних наблюдается примат частной собственности на т.н. "средства производства", а в других - примат общей собственности на них. И по этому признаку в 20-ом веке социальные организмы (государства) различались на капиталистические и социалистические.
Таким образом, исходное противоречие между мёртвой и живой природой трансформировалось в противоречие между социумами, "исповедующими" разный (противоположный) тип собственности на СП.
Такое противостояние не может закончится победой одной из сторон: это противоречит законам диалектики. Значит будет реализовано синтетическое отношение членов социума к обсуждаемой части его материальной инфраструктуры - частная собственность внутри общей. Это когда, с одной стороны, все члены социума (как граждане) являются равноправными частными собственниками всего природно-хозяйственного комплекса социума (его равноправными акционерами), а с другой - они (как личности) на конкурсной основе (в условиях рыночной конкуренции) могут быть или арендаторами конкретных частей этого комплекса (частными собственниками) или работать на них по найму. И человечество неизбежно движется к этому.
Так что "шахматная партия" Бжезинского неизбежно закончится патом.

Обсуждение
http://anlazz.livejournal.com/188535.html?thread=10919287#t10919287
Tags: диалектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments