opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

Что такое СВОБОДА

Давайте для ясности проанализируем это понятие на простом примере - на СВОБОДЕ передвижения реального автомобилиста по реальной сети автодорог (возможности добраться из точки А в точку Б за минимальное время с максимальной безопасностью). Что ограничивает его на дороге? Во-первых, ПДД со всеми их дорожными знаками, светофорами, разметкой и ГАИ (та самая "социальная форма") и, во-вторых, другие автомобилисты, спешащие по своим делам в попутном, встречном и поперечном направлении. Как эти два ограничителя влияют на СВОБОДУ передвижения нашего автомобилиста?

Гегель говорит: "основа определённости есть отрицание". Т.е., чтобы выяснить влияние какой либо составляющей явления на исследуемый параметр, нужно вообразить, что её (этой составляющей) просто нет, и посмотреть, как это скажется на параметре.
Представим, что ПДД нет ни в виде их материальных атрибутов, ни в головах водителей. Т.е., все едут, как бог на душу положит, куда душа пожелает и в любом состоянии. Понятно, что в таких условиях о СВОБОДЕ передвижения не может быть и речи, её просто не будет (если только не ехать на танке). Значит, отсутствие ПДД эквивалентно отсутствию СВОБОДЫ передвижения.
Далее, представим, что на дорожной сети нет других автомобилистов - ни одного. Вот, казалось-бы - СВОБОДА! Но минуточку! Реальная сеть автодорог существует только потому, что она нужна этим автомобилистам и соотв. поддерживается в рабочем состоянии за их счёт. И если их нет, то не может быть и дорожной сети. А какая СВОБОДА передвижения может быть без дорог? Выходит, и отсутствие других автомобилистов эквивалентно отсутствию СВОБОДЫ передвижения.

К какой же определённости привёл нас Гегель? Без того, что ограничивает автомобилиста (ПДД и другие автомобилисты), СВОБОДА передвижения невозможна. Т.е. Реальная СВОБОДА, оказывается, невозможна без ограничений (оцените хохму Оруэлла "свобода есть рабство").
Значит, для обеспечения реальной СВОБОДЫ передвижения необходимы и ПДД и другие автомобилисты. Причём, последние нужны не сами по себе: они только мешают, а потому, что обеспечивают дорожную сеть - материальный базис реальной СВОБОДЫ. А ПДД, выходит, нужны для минимизации помехи от них для нашего (но такого-же) автомобилиста.
Итак, масса автомобилистов обеспечивают себе дорожную сеть (материальный базис), ПДД (социальная форма) минимизирует их помеху друг-другу, что в сумме обеспечивает реальную СВОБОДУ передвижения для каждого.

Тут есть важная тонкость. Когда автомобилист пользуется дорогой, по Марксу он ПОТРЕБЛЯЕТ её. Чем более развита дорожная сеть, чем она качественнее, тем уровень потребления в данном сегменте человеческой деятельности выше. Но соотв. и выше уровень реальной СВОБОДЫ передвижения. Значит, уровень реальной СВОБОДЫ в неком сегменте человеческой деятельности напрямую связан с уровнем ПОТРЕБЛЕНИЯ в нём. И понятно почему. Реализовать свою волю человек может лишь воспользовавшись предназначенным для этого средством (в д.с. автомобилем и дорогой).

Понятно, что для обеспечения максимальной СВОБОДЫ социальная форма должна соответствовать имеющемуся материальному базису. Непонимание необходимости такого соответствия приводит к двум противоположным заблуждениям в толковании понятия СВОБОДА.
Если переоценивать роль базиса и недооценивать роль формы (мол, главное, чтобы было по чему ездить (что потреблять), а люди сами по ходу дела установят удобные для себя правила движения (форму потребления)), то мы впадаем в заблуждение либерализма. Это капиталистическое понимание СВОБОДЫ. Здесь сильные "по ходу дела" ограничивают СВОБОДУ слабых.
Если наоборот, переоценивать роль формы и недооценивать роль базиса (мол, главное, чтобы всё было по справедливым правилам, тогда и то, по чему ездим (уровень потребления), станет прирастать сам-собой. Это коммунистическое понимания СВОБОДЫ. Здесь недооценка роли материального базиса (уровня потребления) ограничивает СВОБОДУ всех.

Вывод. В разобранном примере уровень реальной СВОБОДЫ жёстко обусловлен материальными и рациональными факторами (соотв. базисом и формой), но обусловлен лишь затем, чтобы эффективнее избавить человека от их влияния, по максимуму ОСВОБОДИТЬ его от них.

Краткое обсуждение
http://smirnoff-v.livejournal.com/297697.html?thread=9649633#t9649633
Tags: свобода
Subscribe

  • Духовная скрепа России, дискуссия по поводу.

    Проблема-то в другом - как решить национальный вопрос в России. Вот о чём следует думать. И тут важно уяснить себе (особенно представителям наших…

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments