opiat_5x5 (opiat_5x5) wrote,
opiat_5x5
opiat_5x5

Моя реплика о эгоизме и солидаризме.

Вот тезис уважаемого http://rotan2000.livejournal.com/ в ЖЖ В.Т.Третьякова:
Об эгоизме.
Это не морально-философский трактат. Это несколько слов о законах больших систем, на которые часто указывает Фомкин. Человеческие сообщества суть живые системы такого рода и условием из существования является внутренняя организация. Она достигает через поведенческие программы индивидов (этос), позволяющие поддерживать организованное целое и ее социальные институты. Понятно, что эти программы имеют культурно-историческое происхождение в отличие от видовых биологических программ в остальном живом мире. Индивид, предоставленный самому себе и работающий на самосохранение, оказывается в позиции эгоиста, стремящегося к максимизации пользы для себя. Если бы не было внутренних программ, принудительно направляющих его на сохранение целого, то общество пришло бы к самоуничтожению через борьбу всех против всех. Так и представила человека и общество европейская философия Просвещения. А средством ограничения обуздание эгоизма она видит только право (законы, выражающие право). Но именно эта философия открывает широкие ворота перед индивидуальным эгоизмом, ибо закон можно обойти законом и, еще лучше, силой. Эгоизму в таком случае подвержены не только индивиды, но и народы (нации) и государства. В рамках и такого этоса рождается элита предельного эгоизма, каковой является сегодня истеблишмент западных сообществ. Она оказывается «своей» для западного сообщества по той причине, что у них общие этические основания – эгоизм. Господство капитала это не столько доминирование финансовых средств управления хозяйством, сколько господство такой этики эгоизма, оправдание которому в промышленно-капиталистическом обществе Запада начал протестантизм. Этика такого рода может вовлекать мир лишь в борьбу всех против всех, в которой утверждается сильнейший. Во временной перспективе системы такого рода не способны к продлению и поддержанию жизни человеческих сообществ (человечества).
Альтернативная этика есть этика солидаризма, соборности, этика всечеловеческого родства (эта тема сильнее всего звучала на начальной стадии советского строительства). Этика такого рода просто жизненно необходима для существования человеческого вида, человеческих сообществ, являющихся культурно-биологическими, социально-культурными, культурно-историческими и т.д. по своей природе. Русская культура изначально и последовательно несла и несет человеческие солидаристские основания, несет этику человеческого родства (несть ни эллина, ни иудея для христианина, или, чтобы на первый крик «товарищ» оборачивалась земля – это в советской идеологии). Поэтому Россия столь ненавистна Западу. И по сути этим противостоянием определены позиции местных (и не местных) юзеров. Борьба жизни и смерти, борьба любви и ненависти, борьба добра и зла – это и есть борьба эгоизма и солидарного чувства, отраженная сегодня везде в Сети и в жизни. Этим разделены люди сегодня, независимо от их понимания ситуации. Этика человеческой солидарности не моральная проповедь, это сущностное свойство, сущностная необходимость большой системы – человечество.

А вот мой ответ:

Противопоставлять эгоизм и солидаризм, как это делаете Вы, это как противопоставлять напр. хищников (плотоядных) и их пищу - травоядных, или как мужчин и женщин.
По ОБЪЕКТИВНЫМ законам природы ни одна из указанных противоположностей не выживет в одиночку. Напр. травоядные без хищников неограниченно размножаясь в итоге сожрут всю ОГРАНИЧЕННУЮ кормовую базу и в итоге вымрут от голода. Хищники без травоядных, понятно, вымрут сразу. Значит, для сохранения жизни нужен баланс между аппетитом хищников и рождаемостью травоядных, причём привязанный к мощности кормовой базы. В диалектике состояние такого баланса называется ЕДИНСТВОМ плотоядных и травоядных (ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ).
Ровно такого же рода единство образуют эгоизм и солидаризм. Негативный эгоизм имеет в себе позитивное содержание - он ОБЪЕКТИВНЫЙ источник развития общества. Позитивный солидаризм имеет в себе негативное содержание - он ОБЪЕКТИВНАЯ предпосылка к деградации общества.
Ни тот, ни другой не могут победить окончательно. "Окончательная победа" эгоизма приведёт к самоуничтожению общества во внутренних конфликтах, а "окончательная победа" солидаризма - к его вымиранию от голода вследствие деградации.
После краха СССР (носителя солидаризма) запустился процесс самоуничтожения цивилизации. Но ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ это не просто баланс, но и самоподдерживающийся баланс противоположностей. Т.е., когда самоуничтожение цивилизации дойдёт до определённой черты, солидаризм "встанет с колен" и остановит самоуничтожение. И цивилизация заживёт дальше.

Дальнейшее обсуждение см. http://v-tretyakov.livejournal.com/1262454.html?thread=197964918#t197964918
Tags: о добре и зле.
Subscribe

  • Вычисляем образ будущего.

    Образ будущего вычислить можно. Из тренда, что права рядового члена общества исторически непрерывно расширяются, легко предвидеть следующее: 1. В…

  • Что такое справедливость.

    Справедливость это такое распределение совокупного общественного продукта в стране, которое обеспечивает максимальный его прирост на душу населения.…

  • Равенство - двигатель развития, поэтому оно и нужно.

    В биологическом плане большинство людей одинаковы - обладают одним и тем же набором примерно равных физических и интеллектуальных качеств. Но есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments